Призвание — дарить заботу |
Журнал «Культура здоровой жизни» № 9/2014г
Призвание – дарить заботу
Сегодня в системе социальной защиты населения столицы работают около 50 тысяч человек. Кадровый состав отрасли постоянно пополняется новыми сотрудниками — ежегодно в систему приходят сотни молодых специалистов, выпускники колледжей и вузов. В каких учебных заведениях можно освоить профессию соцработника? Кто и зачем выбирает соцзащиту делом своей жизни? Ответы на эти и другие вопросы — в материале нашего корреспондента.
СправкаУспешное окончание колледжа гарантирует получение высшего профильного образования в сокращённые сроки. Социальный пакет для студентов колледжа предусматривает стипендию, выплату социальных стипендий, бесплатное горячее питание, льготные проездные билеты, медицинское обслуживание. |
Герои нашего времени
Соцработник с нагруженными сумками, спешащий обойти все нужные магазины и аптеки… Этот образ уже в прошлом. Но каков он, современный труженик системы соцзащиты? «Прежде всего он должен иметь отличную общеобразовательную базу, — считает директор Колледжа по подготовке социальных работников №16 Алексей Логвинов. — Нередко, подопечными наших выпускников становятся деятели культуры, известные учёные. И они должны встретить в лице соцработника приятного собеседника и эрудированного человека».
Помимо общего образования в колледже преподают и узкоспециализированные дисциплины. Ведь грамотный специалист социальной сферы должен уметь помочь любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Например, успешный, не имевший проблем и не знавший горя человек попадает в аварию и… становится инвалидом. Или многодетная мать внезапно теряет мужа-кормильца. Первая реакция этих людей — шок. Они в полной социальной изоляции. Ничего не знают о существовании целого ряда нормативных документов, где прописано, на какую помощь и поддержку государства они могут рассчитывать. Им также неведомы учреждения, специализирующиеся на работе с людьми, попавшими в подобную ситуацию.
И тогда именно специалист по социальной работе должен прийти на помощь: подсказать адреса нужных организаций и учреждений, куда необходимо обратиться; ознакомить со всеми возможностями, которые предоставляет государство; а если обстоятельства того потребуют — стать представителем подопечного в госструктурах. Такая многоплановая работа требует знаний не только в законодательной и правовой сферах.
В колледже №16 также изучают психологию общения, основы социальной медицины, основы педагогики и психологии, психологию и андрогогику лиц пожилого возраста и инвалидов, технологию социальной работы с лицами пожилого возраста, социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов, социальную работу с семьёй, с детьми, с представителями религиозных организаций и другие дисциплины.
Иногда в помощи нуждается не один человек, а целая группа или группы людей. Социальное здоровье города во многом зависит от баланса отношений религиозных конфессий, национальных диаспор, молодёжных субкультур — и это тоже поле деятельности для социальных работников, отстаивающих принцип толерантности, находящих точные управленческие решения, способные снять социальное напряжение. Социальные работники сегодня — по- истине герои нашего времени. Идеи служения обществу молодые ребята, обучающиеся в колледже, воспринимают с большим энтузиазмом. Недаром в гимне этого учебного заведения есть такие слова:
Колледжа птицы,
Будем стремиться
Людям отдать свой полёт.
«Отдать свой полёт, своё сердце и заботу людям — это высокое предназначение выпускников Колледжа по подготовке социальных работников», — уверен Алексей Логвинов.
Мужская работа
Около 70 процентов студентов колледжа — ребята из семей, относящихся к социально незащищённым слоям населения. Их стремление попасть в колледж связано не только с тем, что дневное обучение финансируется государством. Дело ещё и в том, что эти юноши и девушки хотят научиться грамотно, профессионально решать социальные проблемы.
Выпускники колледжа весьма востребованы, их охотно берут на работу в управления социальной защиты округов, центры социального обслуживания и другие учреждения, подведомственные Департаменту социальной защиты населения города Москвы. Они с первого дня готовы включиться в работу, им не надо привыкать, адаптироваться к трудовой жизни после колледжа. Учебный процесс длится четыре года, а со второго курса у студентов начинается практика в учреждениях соцзащиты. Часто выпускники трудоустраиваются именно в те учреждения, где проходили практику.
Колледж готовит специалистов, работающих в сфере социального обеспечения, социального страхования, социальной реабилитации, пенсионного обеспечения, правового сопровождения, оказания помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. За 18 лет работы учебное заведение выпустило более трёх тысяч квалифицированных специалистов по социальной работе, юристов, правоведов для работы в социальной сфере столицы. Часть выпускников продолжает обучение в вузах.
Руководство колледжа отмечает, что если ещё несколько лет назад профессия соцработника считалась чисто женской, то сегодня не меньше трети учащихся составляют юноши. «Среди нынешних первокурсников около 350 девушек и 150 молодых людей, — говорит Алексей Логвинов. — У нас действует военно-патриотический клуб «Защитник Отечества», на занятиях которого ребята обучаются основам самообороны, рукопашного боя, правда, не могу не отметить, что и девушки здесь парням не уступают. Есть два тренажёрных зала, спортивные площадки для футбола и волейбола, стрелковый тир — в общем, есть всё необходимое для гармоничного развития мужчины».
В колледже работают театр-студия и секция по вокалу, где желающие могут проявить свои таланты. Для тех студентов, которые хотели бы выйти за рамки обязательной программы, заняться саморазвитием, существует факультет дополнительного образования, где преподают такие дисциплины, как логика, культурология, основы высшей математики, профессиональная практическая риторика и другие.
Преемственность поколений
Отрадно, что в социальной сфере столицы множатся, растут и процветают профессиональные династии. Немалую часть абитуриентов колледжа по подготовке социальных работников составляют дети и внуки действующих сотрудников или ветеранов отрасли. «Социальная сфера очень перспективная отрасль, и родители правильно поступают, когда вовлекают в неё своих детей, — считает Алексей Логвинов. Кроме того, в последнее время наблюдается новая тенденция: в колледж поступают младшие братья и сёстры тех ребят, которые его уже оканчивают. Видимо, мамы и папы видят, насколько положительно учёба влияет на формирование личности молодого человека, и принимают решение отправить к нам и младших детей. Мы очень этому рады!»
В колледже № 16 могут также получить профессию и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно сюда приходят учиться примерно 195 человек, из них 10- 1 5 — юноши и девушки с нарушениями опорно-двигательного аппарата. «Мы отслеживаем их судьбу и после окончания колледжа, — рассказывает Алексей Логвинов. — Все они конкурентоспособны на рынке труда, около 90 процентов из них продолжают образование в профильных вузах на льготных условиях».
В будущем эти специалисты станут серьёзной поддержкой для детей с ограниченными возможностями здоровья, помогут им социализироваться и адаптироваться в современном обществе, найти своё место в жизни.
Александр Неверов